Первый осмотр ульев и пчел после покупки.
Мои пчелки
После перевозки пчел, я решил сутки не беспокоить их, дать время привыкнуть и освоиться на новом месте. А затем планы такие: сделать осмотр ульев, чтобы оценить состояние семей. Васильевич говорил, что их уже нужно расширять третьим корпусом – значит расширить. Ну и сразу же провести кое-какие действия, чтобы подготовить сильные семьи к формированию отводков. Так что, эти сутки самому отдыхать было некогда.
Первым делом, посчитал, что на пасеке нужна вторая поилка. Одна-то уже давно стоит, пчелы ее с самого раннего утра густо обсиживают, жадно пьют воду, и за день приходится один раз трехлитровую банку наполнять заново – выпивают.
Отрезал кусок подходящей толстой доски, сороковки – чтобы не выгнулась от влаги. Стамеской сделал выборку под горловину банки и цепной электропилой прорезал от центра канавки в виде лучей. Забил дубовый столбик и приколотил к нему поилку. Налил банку теплой воды, бросил щепотку соли. Поставил. Фиг вам. Не летят они на мою поилку и все… У отцовской – целый рой, а на моей – ни одной. И на следующий день тоже не летят. Видимо, привыкли к одному месту. Ладно, я их все равно заставлю. Взял, отрезал кусочек сота с медом и положил на доску.
Смотрю – одна подлетела, другая. Сначала слетались на мед, потом стали по мокрой доске бегать, облизывая ее хоботками. И вот уже пошел процесс… А когда в отцовской поилке закончилась вода, все сразу переключились на мою…
Дальше, значит, нужно было перебрать корпуса с сушью и, перед осмотром ульев, подготовить по одному корпусу для расширения семей. Сушь, что дал Васильевич, не вся пригодна для дальнейшего использования. Есть рамки совсем черные – в них размер ячеек уже намного меньше, пчелы будут выводиться тоже мелкие и слабые. Эти рамки – на перетопку. Есть рамки с такими покоробленными сотами, что ставить их в улей просто нет смысла – тоже на выбраковку.
Отобранные пригодные рамки с сушью почистил от прополиса. Пчелы не терпят щелей, и сразу заделывают их прополисом. На плечиках рамок, на боковых планках его бывают целые наросты.
Такие рамки даже не входят в пазы улья. Соскоблил стамеской и собрал в пакетик. Это очень ценное и полезное вещество. У нас частные пчеломагазины зарабатывают на воске и прополисе большие деньги. Принимают у пасечников прополис по 200-300 гривен за кг, а продают по 800! Прибыль в 2 раза больше, чем получает производитель. Нормально?
Я собранный прополис отдаю сыну, он его дальше перерабатывает. Очищает от мусора, нагревает в полиэтиленовом пакетике в теплой воде, чтобы размягчился, или просто согревает руками, и скатывает в небольшие шарики, грамм по 50.
Насобирает килограмм – пойдет сдавать. Продавать в розницу у меня нет времени, а этим и пользуются скупщики…
Четверти под плечики рамок в корпусах ульев я тоже почистил от прополиса.
Комплектую корпус для постановки его в улей. Первой с краю ставлю рамку с небольшим количеством меда и перги – таких рамок в корпусах с сушью тоже оказалось предостаточно.
Следующая – рамка с сушью.
Дальше – вощина, которую я навощил накануне вечером.
И дальше чередую сушь с вощиной. Крайняя рамка – опять маломедная. Вот, готовый корпус. Позже я пятую вощину заменил на сушь.
Мне нужно скомплектовать таких 8 штук. Поставлю, может и не все, но пусть будут готовы…
Полдня сидел, думал, как лучше поступить. Дед ставит корпус для расширения наверх. Но у меня цель не только расширить семью. Смысл такой: сделать осмотр ульев, расширить семью и подготовиться к формированию отводков.
Ставить корпус с сушью и вощиной буду вниз, первым. Найду матку, изолирую ее в первом корпусе, на корпус положу разделительную решетку, переходить выше она не сможет. Место для откладки маткой яиц есть – сушь, работа пчелам тоже есть – отстраивать вощину. Рамки с открытым расплодом перенесу в верхний корпус, через 9 дней весь расплод будет запечатан и я смогу из этих рамок делать отводки, не боясь при этом унести из улья матку. Маток для отводков я заказал еще в начале апреля, вчера созвонился с продавцом, просил выслать их к 20 мая. Вот такой у меня план.
Перед тем, как делать осмотр, еще раз продумал, что мне нужно: корпуса готовы, стамеска, отвертка — чтобы поснимать все скрепы, дымарь, разделительные решетки, клип для ловли матки, переносной ящик, щетка-сметка.
11 мая, 5 часов вечера, пора начинать. Советуют осмотры ульев делать во второй половине дня – пчелы меньше соседей будут тревожить, за ночь успокоятся и приведут свое гнездо в порядок. Готовлюсь, как на свидание — сходил в душ, надел свой «космический» комбинезон, резиновые сапоги, на руки ничего надевать не стал.
Разжег дымарь, положил в него трухлую древесину вербы и веточку мелиссы.
Запах дыма приятный такой… Руки тоже натер мелиссой. Подошел к самому сильному улью. В леток дымить не стал. А когда приподнял потолочину, пустил под нее несколько струй. Потихоньку, без резких движений снял все корпуса, составил друг на друга на металлическом бутылочном ящике. Три корпуса и все полные пчел! Зрелище, скажу я вам – ухх! В этой суете было не до фотографий, вы уж извините, я сам один, первый раз, руки дрожат…
На дне было немного мусора, я его вычистил стамеской и щеткой. Пытаюсь поставить на дно подготовленный заранее корпус – засада, не становится! У деда такая конструкция ульев, что первый корпус идет только на первый, второй – только на второй, и так далее. Ладно, у меня же есть ульи, которые сам делал. Бегу за корпусами в сарай – пересажу семью и не будет никаких заморочек.
Быстренько поставил новое дно, корпус, перенес в него рамки с сушью и вощиной. Положил разделительную решетку. Затем извлекаю из старого улья по одной рамочке, внимательно осматриваю, отыскивая матку, и ставлю рамки в следующий новый корпус.
Перебрал половину рамок, и в центре корпуса, на рамке с открытым расплодом нашел-таки матку. Большая такая, длинная, с желтыми кольцами. Осторожно поймал ее клипом, захватив еще несколько пчел, и положил в карман. Дальше стал вынимать рамки смелее. А они отрываются с трудом, сильно запрополисованы, иногда получаются резкие движения, и пчелы отвечают беспокойным гулом. Я с ними разговариваю и успокаиваю, как могу. Когда половину улья уже пересадил, одна таки не выдержала и «клюнула» в палец. Пришлось надеть резиновые перчатки, в которых руки через 5 минут стали хлюпать от пота…
Помню, сильно суетился, забывал сделать то одно, то другое, но дело довел до конца. Последний корпус накрыл холстиком, надел подкрышник, положил свою утеплительную подушку, сверху разложил веточки полыни и накрыл крышкой. Матку выпустил в первый корпус – приставил клип к круглому летку и открыл – она быстренько и выбежала.
После первого улья пошел, посидел пять минут, перевел дух, и пока не стемнело, успел в этот же день сделать осмотр еще двух ульев. Один из них расширять не стал – семья была слабее, а еще один расширил и тоже пересадил в свой улей. Пчелы немного пошумели и успокоились. Теперь две семьи в новых уликах, вот самая сильная.
Уже, считай ночью, собирал инструменты, а утром освобожденные старые ульи поставил на колья в другом углу пасеки.
12 и 13 мая сделал осмотр ульев, которые остались.
Слабых семей уже не было, поэтому расширил все, три из них пересадил в свои ульи. Работал уже увереннее, меньше суетился. Отыскивая матку, имел неосторожность прислониться щекой к сетке – сразу две пчелы ужалили в бороду. Два дня ходил, словно после приема у стоматолога — с приличным флюсом, не слишком большим, но заметным. Сыновья все прикалывались…
Как выглядит пасека теперь, покажу в следующий раз. Честно говоря, упивался работой, и о фотографии напрочь забыл.
Кроме того, перебирал рамки с сушью, выбраковывал, наващивал, вырезал соты. Засеяли с отцом еще один участок фацелией. Первый посев уже дал ровные, дружные всходы.
А засеяли как раз вовремя, вечером того же дня, я ехал в город, небо заволокло тучами и пошел долгожданный дождь…
Вот такие мои последние новости.