Выполнение рисунков и рабочих чертежей

Дела Столярные

Выполнение рисунков и рабочих чертежей

Прежде чем выполнить самоделку или модель, надо сде­лать ее рабочий чертеж в масштабе или в натуральную величи­ну, проставить на нем все необходимые размеры, вычертить в натуральную величину шаблоны.

При выполнении рисунка или рабочего чертежа большое значение имеет выбор карандаша, так как для каждой бумаги нужно уметь выбрать карандаш подходящей твердости.

Слишком мягкие карандаши быстро тупятся, дают нечет­кую, толстую, жирную линию, смазываются. Рисунок или рабо­чий чертеж, выполненный мягким карандашом, вскоре стано­вится грязным.

Жесткие, твердые карандаши дают очень бледную линию, продавливают бумагу и оставляют следы после стирания.

По гладкой поверхности мягкой бумаги лучше рисовать средними карандашами «М» и более мягкими — «2М» и «ЗМ».

По жесткой, шершавой поверхности хорошей чертежной или рисовальной бумаги — полуватман, ватман, ватман  — лучше рисовать карандашами от «ТМ» до «2Т».

Кроме того, всегда нужно следить за тем, чтобы карандаши были правильно и хорошо отточены.

Рисунки и рабочие чертежи самоделок лучше всего выпол­нять на плотной светлой бумаге, с которой легко стирается карандашная линия. Очень крупные рисунки можно выполнять на обойной и даже на газетной бумаге.

Для выполнения рабочих чертежей и рисунков требуются следующие инструменты и приспособления:

Чертежная доска, которая изготавливается из мягкой поро­ды дерева, чтобы в нее легко входили кнопки; линейка с тон­ким краем и делениями (наиболее точные деления бывают у металлических линеек); угольники; лекала для вычерчивания кривых линий.

Предметы, помещенные в этой книге, многим могут не подой­ти по размерам, кто-нибудь захочет изменить их форму. Первое масштабное изображение лучше набросать на миллиметров­ке—на ней легче рисовать сразу в определенном масштабе не пользуясь линейкой.

Масштаб изображения — это отношение длины линии или величины предмета на чертеже или рисунке к действительной величине в натуре. Если длина полки на чертеже равна 20 см, а размерная цифра указывает, что ее длина должна быть 100 см, то это значит, что чертеж выполнен в масштабе

100 = 1:5, то-есть один к пяти. Иными словами, в данном чертеже каждый 1 см равен 5 см в натуре. Обозна­чается это так: М 1:5. Это так называемый цифровой масштаб.

Чертежи могут выполняться в масштабах: 1:1 (предмет вычерчен в натуральную величину); для предметов небольших размеров: 1:2 (в половину натуральной величины), 1: 5, 1:10.

Существуют также и более мелкие масштабы: М1:20;  М1:100;  М1:25;  М1:200;  М1:50;  М1:500 и т. д.

 Предположим, проектируется простая садовая скамья со спинкой. В черновом эскизе рисуется ее фронтальное изобра­жение (вид спереди). Определим основные габариты: высоту сиденья, высоту спинки и длину скамьи.

Очередность проектирования садовой скамьи

 Исходя из размера листа бумаги и величины будущего из­делия, выбирается масштаб изображения. Останавливаемся на масштабе М 1: 20. Длина сиденья равна 200 см, высота сред­ней части сиденья от земли — 40 см, высота спинки — около 60 см. Располагаем наметки фронтального изображения так, чтобы справа поместился и вид сбоку. Один сантиметр на мил­лиметровке равен 20 см натурального размера. Отмечаем линиями уровень земли, высоту сиденья, высоту спинки, длину скамьи, ось симметрии. Так намечены основные габариты. Затем дальше начинаются поиски формы. Хочется, чтобы фор­ма скамьи была простой, несложной в изготовлении и красивой. Художник ищет форму спинки скамьи. Пробует различные варианты, рисует, стирает, снова рисует. Он сознательно при­меняет законы композиции и стиля, ищет хорошие пропорции, удобные габариты, думает о прочности и т. д. Так постепенно рождается форма предмета.

Рабочий чертеж скамьи

Верхняя доска спинки скамьи выпиливается по кривой, сиденье теперь стало наклонное, чтобы удобнее было сидеть, откинувшись назад; найдены некоторые конструктив­ные решения и т. д.

После этого можно приступать к более точному изображе­нию — к рабочему чертежу с уточненными размерами и вычер­чиванию шаблонов кривых в натуральную величину.

Но бывает и так, что в процессе выполнения рабочего черте­жа изменяются и некоторые формы. Так, например, художник решил у скамьи спинку сделать повыше, длиннее и придать ей несколько иную форму. Сиденье сделать из четырех досок, а не из трех, как было на профильном изображении в первона­чальном эскизе, и т. д.

Когда авторы рисовали этот рабочий чертеж скамьи для книги, они не знали точно, насколько будет уменьшен их рису­нок. Хорошо, если в два или полтора раза. А если их рисунок будет уменьшен, например, в 1,74 раза? Как потом можно бу­дет читателю найти размеры, которые на чертеже не простав­лены! Для таких целей в чертежах и обмерах, предназначенных к изданию, в книгах и альбомах начерчен линейный масштаб. Можно отметить любую деталь чертежа циркулем-измерителем и, аккуратно приложив его к линейному масштабу (не прока­лывая и не царапая страницы книги), определить искомый раз­мер детали.

Ну, а если в книге или журнале приводится фотография предмета без всяких размеров и без линейного масштаба? Можно ли тогда определить габариты предмета? Можно, и до­вольно точно. Нужно для этого уметь «читать» иллюстрацию

«Чтение» иллюстрации

Представим себе, что в журнале приводится репродукция с фотографии, изображающей часть комнаты. На стене висит простая и красивая полочка, которую нетрудно сделать самому.

Видна часть окна, часть стола, на полу у стены стоит стул… Позвольте, но ведь стул находился от фотоаппарата на таком же расстоянии, что и понравившаяся полочка. Это обстоятель­ство и может помочь. Высота сиденья обыкновенного стула от пола, вспоминаем мы, равна 45 см. начертив прямую линию на отдельном листе бумаги (чтобы не портить страницы журнала), нужно отложить высоту стула на фотографии. Это расстояние будет соответствовать 45 см. Далее нетрудно найти 90 см, удвоив расстояние по прямой, и вычертить линейный масштаб к этой иллюстрации. А раз уж готов линейный масштаб, то нетрудно определить и основные габариты предмета.

 Продумав некоторые мелкие размеры, что-то иногда изме­нив по своему вкусу, можно сделать эскиз, рабочий чертеж, по которому изготовить понравившийся предмет, найденный в иллюстрации.

Ориентиром — ключом к нахождению габаритов — могут служить фигуры людей, изображенные на фотографии, и мно­гие предметы, величину которых установить несложно.

Неоценимую услугу здесь оказывает знание основных га­баритов, руководствуясь которыми можно довольно точно вос­создать габариты и форму предмета в чертеже.

Безусловно, что знакомство с подобными предметами, лич­ный вкус, умение творчески мыслить и выражать свои мысли на бумаге — грамотно рисовать или чертить — все это залог успеха.

Другой пример. Многих привлекают самобытные и интерес­ные формы, созданные великим китайским народом в архитек­туре, в предметах убранства и т. д.

В журнале «Китай» (№10, октябрь 1951 г.) изображен лет­ний дворец «Ихе», находящийся в одном из парков Пекина, На одной из иллюстраций мы видим простую красивую решетку, форма которой характерна для китайской архитектуры. Такая решетка могла бы послужить украшением в качестве ограды или своеобразного подзора для выставки в школе, посвященной Китаю. Она могла бы быть и перилами легкой китайской бе­седки.

Как воспользоваться иллюстрацией? Чтобы быть более кон­кретным в рассуждении, предположим, что решено сделать перила. На иллюстрации нет человека или предметов, по кото­рым можно было бы определить истинную величину перил. Од­нако известно, что перила могут иметь высоту 50, 65, 70—72, 90 см и т.д. Предположим, что габариты нашего сооружения, его пропорции позволяют сделать перила высотой 66 см. Воспользуемся этим размером как основным.

Определение соотношений в размерах

Пробуем циркулем-измерителем уловить закономерную связь между высотой пе­рил, их длиной и членениями на иллюстрации. Разумеется, циркулем-измерителем по небольшой иллюстрации трудно установить точную закономерность, но для данной цели в школьной оформительской работе достаточны и приближен­ные величины. Обращает внимание интересная закономерность. Принимая высоту решетки за величину «а», находим, что длина каждого ее звена равна 2а, промежуточные звенья рав­ны a/4 и 2a/3, затем повторяется снова 2а и т. д.

Подставляя значение а=66 см, получаем, что 2а = 132 см; а: 4 = 16,5 см; 2а: 3 = 44 см и т. д. Так определяется прибли­женная, но достаточно точная связь между высотой предмета, его длиной и остальными членениями без помощи линейного масштаба.

20:31
64
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...